DataLife Engine > Астрономия > Система «Земля-Луна»

Система «Земля-Луна»


7-04-2010, 18:46. Разместил: slid2
Система «Земля-Луна»


К Земле обращена Луна одною стороной.
Загадка в ней заключена активности былой.
Но годы бурные прошли - силёнок ни на грош.
Лишь притяжение Земли Луну бросает в дрожь.
Сменился у нее настрой, хоть прежний разворот,
Родившись "младшею сестрой", как "старшая"
И. Галкин


Тема: Система Земля-Луна.

Цель: Познакомить учащихся с делением планет Солнечной системы, началом космической эры, основными движениями и формой Земли, рассмотреть общие сведения о Луне, фазах и солнечно-лунные затмения.

Задачи:
1. Обучающая: Показать деление планет на две группы, значимость космонавтики в изучении СС. Рассмотреть основные движения и формы Земли. Ввести понятия сидерический и синодический месяц, фазы Луны, терминатор, пепельный свет, солнечное затмение (полное, частное), лунное затмение (полное, частное). Объяснить, почему происходит смена лунных фаз, почему и как происходят затмения , заинтересовать учащихся наблюдениями за Луной (перемещение Луны на фоне звездного неба, смена лунных фаз).
2. Воспитывающая: Доказать несостоятельность суеверий, связанных с фазами Луны и затмениями, имеющее простое естественное объяснение. На примере точного предсказания затмений продемонстрировать силу научного предвидения, которое не имеет ничего общего с религиозными пророчествами. Содействовать эстетическому воспитанию учащихся, знакомя их с картиной полного солнечного затмения. Патриотические чувства за страну, открывшую путь человечеству в космос.
3. Развивающая: Самостоятельная формулировка вывода о причинах лунных фаз и затмениях способствуют формированию мышления учащихся и навыков работы с книгой.

Знать
1-й уровень (стандарт)
– общие признаки, положенные в деление планет Солнечной системы, начало космической эры. Виды движения Земли. Принцип определения размера Земли. Краткую характеристику Луны, причины солнечных и лунных затмений.
2-й уровень
- общие признаки, положенные в деление планет Солнечной системы, начало космической эры и значимость космических исследований . Виды движения Земли. Принцип определения размера Земли. Краткую характеристику Луны, причины солнечных и лунных затмений.
Уметь
1-й уровень (стандарт)
– вычислять сжатие планеты и находить размер объекта на удалении. Определять по виду месяца какой - старый или молодой. Пользоваться справочными данными , помещенными в приложениях к учебникам и в "Школьном астрономическом календаре".
2-й уровень
- вычислять сжатие планеты и находить размер объекта на удалении. Определять по виду месяца какой - старый или молодой. Находить с помощью "Red Shift 5.1"затмения в любое время. Пользоваться справочными данными , помещенными в приложениях к учебникам и в "Школьном астрономическом календаре".

Оборудование: Таблицы: Земля в космосе, некоторые практические применения астрономии, космические полеты вокруг Земли, солнечные и лунные затмения. Прибор солнечно-лунных затмений. Д/ф «Планета Земля», «Наша планета Земля». CD- "Red Shift 5.1" Экскурсии = Земля и Луна, День и ночь, Смена времён года, Фазы Луны, Почему затмения так редки, Солнечное затмение, Лунное затмение: Лекции= Луна. Фотографии и иллюстрации астрономических объектов из мультимедийного диска «Мультимедиа библиотека по астрономии». Плакат – деление планет на две группы, диафильм «Луна, спутник Земли», теллурий, глобус.

Межпредметные связи: физика (прямолинейное распространение света), история и обществоведение (на примере наблюдения солнечных затмений в прошлом показать, как и почему жрецы хранили в тайне свое умение предсказывать затмения).

Ход урока:

I. Новый материал (20мин)



1. Размер и масса планеты указывают на действующую силу тяжести и способность планеты удерживать атмосферу (при Vмолек 2. Плотность атмосферы и ее химический состав определяют степень поглощения в ней излучений идущих от Солнца и из космоса.
3. Вращение вокруг оси - это смена дня и ночи (сутки), выравнивание температуры.
4. Температура на поверхности зависит от удаленности от Солнца и наличия атмосферы.

Земля - третья планета от Солнца. Радиус орбиты Земли -149,6 млн км – принят за одну астрономическую единицу
Период обращения по орбите составляет 365,256 суток или один год
Средняя скорость движения по орбите – 29,8 км/с

2. Космическая эра.
Наблюдение за телами Солнечной системы кроме оптических, последние 40 лет осуществляется различными КА. У истоков начала космической эры стоит Россия, благодаря таким ученым как:
= Фридрих Артурович Цандер (1881-1933)-теория реактивного двигателя, создатель Ж.Р.Д.
= Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935)-разработал теорию реактивного двигателя.
= Валентин Павлович Глушко (1908-1990)-конструктор всех реактивных двигателей.
= Сергей Павлович Королев (1907-1966)-основоположник отечественной космонавтики.
4 октября 1957г запущен первый ИСЗ (“Спутник-1”, СССР).
7 октября 1959г первая фотография обратной стороны Луны ("Луна-3", СССР)
12 апреля 1961г первый полет человека в космос (Ю.А.Гагарин, КК “Восток”, СССР).
16-19 июня 1963г первый полет женщины в космос (В.В. Терешкова, "Восток-6", СССР)
18 марта 1965г первый выход человека в космическое пространство (А.А. Леонов, "Восход-2", СССР)
(подробнее приложение II: Важнейшие даты в освоении космического пространства – конец учебника).
Сейчас космические просторы бороздят сотни КА различного назначения в основном таких государств как: Россия, США (эти две страны доминирующие в освоении космического пространства). А также Китай, Япония и другие государства. Пилотируемые полеты осуществляются в России, США и с 2003 года в Китае. Специально для изучения СС, ее планет в космос выводят различные КА, позволившие приоткрыть многие ее тайны.
3. Основные движения Земли.

1. Движение вокруг Солнца по эллиптической (е=0.0167) со скоростью 29,8км/с ( ?30км/с ).
2. Доказательство: Кажущиеся параллактические смещения ближайших звезд (обнаружено Дж. Брадлеем в 1728г - аберрация света, т.е звезды описывают эллипсы в течение года с полуосью 20,49"). Вращение вокруг оси Смена времени суток. Ось вращения все время // сама себе и наклонена к плоскости орбиты под углом 66°34' - как следствие смена времен года.
3. Прецессия земной оси. Открыта и названа Гиппархом (смещение точек равноденствия и солнцестояния по эклиптике навстречу видимому годичному движению Солнца – следствие неравномерного действия на Землю притяжения со стороны Солнца и Луны из-за экваториального вздутия Земли (объяснено И. Ньютоном)) и составляет 50,29ўў в год - смещение на круг за 25776 лет.
4. Движение в пространстве совместно с СС в направлении звезды ? Геркулеса со скоростью 20 км/с.
5. Движение в пространстве совместно с СС вокруг центра Галактики со скоростью 250 км/с в направлении созвездия Лебедя.
6. Нутация земной оси – открыта Дж. Брадлеем в 1737г – колебание точки равноденствия относительно среднего положения (9,2 "/год) с периодом 18,6 года.

4. Форма Земли.
К началу нашего летоисчисления считали, что Земля – шар. К 1684г И. Ньютон (1643-1727, Англия) установил и объяснил, что Земля сжатый эллипсоид (по полюсам) на основе измерения времени на средних широтах и экваторе в 1671г французом Жаном РИШЕ (разность хода часов составила 2 мин).
Геодезические измерения (первые Эратосфеном) в 240г до НЭ в Египте), затем в начале 11 века в Арабском халифате Аль-Бируни, позже, особенно грандиозные в России В.Я.Струве (1793-1864) в 1816-1855гг от Северного Ледовитого океана до Дуная и другие измерения доказали что Земля эллипсоид.
Позже выяснено, что форма Земли имеет более сложную фигуру - геоид (грушевидная форма).


Название: Система «Земля-Луна»
Предмет: астрономия
Класс: 11
Тип: презентация

скачать:urok3.rar [917,69 Kb] (cкачиваний: 79)

Вернуться назад